Реализуя План нации

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

 

Казахстанская правда 03.07.2015г.

В числе пяти институциональных реформ, выбвинутых Президентом старны, одна имеет самое непосредственное отношение к судебному корпусу.

Лидер нации, выступая на XVI съезде партии «НурОтан», выдвинул пять институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство.

Как известно, процветает то государство, где неукоснительно соблюдаются законы. Поэтому не случайно, одна из главных ролей в президентской реформе отведена обеспечению верховенства закона.

Среди важнейших проблем в  судебной системе Глава государства назвал систему отбора судей, закрытость судебной системы.

«Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах»,- подчеркнул Президент.

Одним из конкретных шагов для решения всех вопросов, возникающих в судебной сфере, Президент  определил оптимизацию инстанции судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия  (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Это очень правильный и мудрый подход.  Стороны не могут судиться бесконечно долго, в каждом деле должна быть поставлена точка без волокиты. И самое главное, тот или иной судебный акт должен быть законным и справедливым.

 Что касается кассационной инстанции, то в настоящее время идут дебаты о передаче данных полномочий в ведение Верховного Суда  или  создании отдельных окружных кассационных  судов. Думаю, что создание окружных кассационных судов  будет более правильным. В свое время известный  юрист Н. Шайкенов высказывал мнение, что создание окружных судов обеспечат независимость судебных инстанции друг от друга и оградит от влияния местной исполнительной власти. По логике, в одном суде не должно быть двух инстанции, которыми в настоящее время руководит один человек-председатель облсуда. Создание окружных кассационных судов способствовало бы выработке единообразной практики применения законодательства и обеспечению верховенства закона.

Передача полномочий кассационной инстанции Верховному Суду превратит Высший орган судебной власти в очередную судебную инстанцию. По моему мнению, Верховный Суд должен осуществлять функции по обобщению практики, вырабатывать нормативные постановления, заниматься научно-консультационной деятельностью. Пересмотр того или иного дела в Верховном Суде должен быть только в исключительных случаях, когда идет разная и противоречивая судебная практика или когда принятый судебный акт может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей, либо для экономики и безопасности страны. 

 Не секрет, что в ряды судей проникают случайные и недостойные этого высокого звания люди. Одним из шагов на пути осуществления реформ Глава государства определил ужесточение квалификационных требовании  и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательной определена норма - 5 лет стажа участия в судебных процессах. Также среди мер-внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кроме того, кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии, а поее завыекршении молодые специалисты проходить годичный испытательный период. Это очень важное и  актуальное предложение в том плане, что судьями должны становиться подготовленные юристы, не просто знающие закон, но и умеющие его применять на практике, чтобы тот или иной судебный акт, главное был справедливым.

Практика показывает, что большинство уволенных судей это судьи с небольшим стажем работы, которые не справляются с поставленной задачей, что в конечном итоге бросает тень в адрес всей судебной системы. Ужесточение требований к кандидатам в  судьи способствует тому, что еще на стадии отбора будут отсеиваться  не подготовленные, случайные люди. В то же время, если после прохождения годичной стажировки или годичного испытательного срока кандидат  в судьи не сможет доказать свою профессиональную пригодность, думаю, что это не должно сказываться на его дальнейшей судьбе как отрицательный фактор. Его не пригодность в судьи не означает, что этот человек плохой юрист или госслужащий. Он может успешно продолжать работать или поступить на работу в другой сфере. На мой взгляд,  периоды нахождения в суде, в таких случаях должны учитываться как временные  переводы на другую работу или стажировки.

Также полагаю, что под  лицами, имеющими пятилетний стаж работы, связанный  с участием в судопроизводстве, наряду с работниками судов, необходимо понимать  следственных работников правоохранительных органов, прокуроров, адвокатов, поскольку последние хотя физически не находятся на судебных процессах, они имеют огромный опыт в подготовке тех или иных материалов в суды, сталкиваются с различными жизненными ситуациями, знают судебную практику.

Важным шагом по пути реализации реформ является усиление подотчетности судей. Разрабатывается новый Этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном судебном жюри при Верховном суде страны. Судья, назначаемый Указом президента страны, будучи государственным служащим, занимающим ответственную должность, должен отчитываться перед обществом о проделанной работе. Но это не должен быть отчет судьи по конкретным делам, в противном случае может встать вопрос о подрыве авторитета и независимости судьи. Данное положение должно быть четко прописано в законе.

На сегодня среди силовых структур суд является самым прозрачным и открытым органом. Все судебные процессы за исключением дел, где ведется речь о государственных секретах или затрагиваются интимные стороны потерпевших, проводятся в открытом режиме. Растет число лиц, обращающихся в суды.

Как правило, на судебном процессе присутствуют две стороны, в гражданском деле-истец и ответчик, в уголовном-подсудимый и потерпевший. Суд, вынося решение, априори защищает интересы одной из сторон. В результате вторая сторона оказывается недовольной и принимает как законные, так и незаконные меры, чтобы повернуть дело в свою сторону. В случае не подтверждения доводов, указанных в жалобе, никто не несет ответственности. Возникают ситуации, когда судьи оказываются в эпицентре необоснованных нападок со стороны СМИ,  граждан и юридических лиц. И в этой ситуации, судья, стоящий на страже законности, оказывается сам беззащитным. Ну не идти же ему самому к своему коллеге-судье за защитой собственных прав, создавая тем самым еще большую почву для недовольства. Необходимо разработать механизм защиты порядочных, справедливых, достойных судей. В этой связи, думается, что нужно законодательно закрепить ответственность за умышленные необоснованные и незаконные нападки на судей.

Глава государства подчеркнул:- «Зарубежные и отечественные инвесторы должны быть уверены в справедливости казахстанского правосудия».

В этой связи президент определил создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. Многие компании желают присутствовать на казахстанском рынке.

Создание судопроизводства по инвестиционным спорам-это большой шаг вперед. Предстоит большая работа в этом направлении, чтобы инвестиционные суды были эффективными. Для этого в законе необходимо разграничить, какие споры  отнести к инвестиционным. Определить подсудность инвестиционных судов. Ведь нельзя отнести к подсудности данных судов все споры, в которых инвестор проходит стороной. Думается, что к этим спорам необходимо отнести споры между государственными органами и инвесторами. При этом к инвесторам отнести не все компании, которые вложили средства в нашу страну, а те компании, которые приняли участие в реализации инвестиционных проектов, утвержденных Правительством. Однако, с учетом того, что таких инвесторов в стране не так много, будут ли  инвестиционные суды работать в полную силу. Возможно на начальном этапе необходимо создание специального состава судей  при действующих судах из опытных судей цивилистов, которые будут специализироваться на инвестиционных спорах.

Реализация программы Президента «100 конкретных шагов» приведет нас к главной цели - созданию общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей Всеобщего Труда.

Бахытбек Бегалиев,

Председатель апелляционной судебной коллегии по

гражданским и административным делам Западно-Казахстанского

облсуда, к.ю.н., доцент