Новеллы  принятого административного процедурно- процессуального кодекса

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Одной из важнейших  новшеств  законодательства является  принятие 29 июня 2020 года административного процедурно- процессуального кодекса (АППК), который введен в действие с 1 июля 2021 года.

С этой же даты  утратили силу Закона РК «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических  и юридических лиц».

До 1 июля 2021 года  все споры об оспаривании  решений и действий (бездействий)  органов государственной власти, должностных лиц  рассматривались в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции- гражданских и экономических.

 В   судах Республики  созданы специализированные межрайонные  административные суды, которые призваны  рассматривать  споры, вытекающие из публично- правовых отношений.

В  связи с  этим прекратили  свое действие  главы 27-29 гражданско- процессуального кодекса РК.

         В Западно- Казахстанской области также создан специализированный межрайонный  административный суд.

Данный суд правомочнен рассматривать   налоговые, земельные, жилищные споры, об оспаривании решений и действий (бездействия) частных судебных исполнителей  и т.д.

Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.

Участниками регулируемых Кодексом отношений являются государственные органы, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица.

Кодекс  регулирует взаимоотношения также с негосударственными организациями и лицами. Допустим, национальными компаниями, частными судебными исполнителями, которым  делегирована часть государственных полномочий и имеющих некоторые властно- распорядительные функции.

Основная цель кодекса- защита прав и интересов физических и юридических ли в спорах с государственными органами.

Вновь созданный АППК не имеет никакого отношения  к административным правонарушениям, которые рассматриваются в специализированном  суде по административным правонарушениям. Поэтому следует не путать.

Остановлюсь на  основных моментах АППК.

Кодекс состоит из двух частей- процедурной и процессуальной. В первой части отслеживается, как соблюдены все процедуры при приеме обращения физических и юридических лиц в  административный орган, должностному лицу и ответы на обращение,  которые по содержанию  должны быть обоснованными и мотивированными со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением его права на подачу жалобы на принятое решение.

Вторая часть посвящена  рассмотрению споров в суде.

Административное судопроизводство осуществляется, как выше указано,  специализированными межрайонными  административными судами, но по заявлению истца такие дела могут рассматриваться и  по месту жительства истца.

Сам факт предъявления  истцом административного иска  является основанием для  принятия  его  к производству суда.

Кодекс предусмотрел следующие  виды исков: об оспаривании, 2) о принуждении, 3) о совершении действий, 4)  о признании.

Анализ  рассмотренных за истекший период специализированным межрайонным  административным судом  дел показывает, что, в основном,  истцами предъявляются иски об оспаривании,  поскольку они не согласны с  административным актом, считая, что  его принятием нарушаются их права.

По нормам АППК  бремя доказывания несет  ответчик.

При этом предусмотрена возможность досудебного урегулирования  публичных споров, если это предусмотрено законом. Тогда  обращение в суд может быть подано после соблюдения этого порядка.

Таким образом, физическим и юридическим лицам  достаточно обратиться с жалобой  к вышестоящему  административному органу  для урегулирования спора.

Хотелось бы остановиться на  некоторых принципах административных процедур.

Считаю важным принципом  - принцип активной   роли суда,  суть которой  сводится к тому, что    суд  по собственной инициативе или по ходатайству  участников  процесса   собирает  дополнительные материалы и доказательства,  оказывает    стороне  в формулировании  и изменении исковых требований с предварительным разъяснением  правовых последствий. Суд  также обязан оказывать содействие в устранении формальных ошибок, в уточнении неясных выражений.

Это является правильным, так как  истцы в споре  находятся с государством в неравном положении. Поэтому основная цель Кодекса- защита прав и законных интересов граждан.

Следующий принцип – это принцип приоритета прав,  когда       все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.

Закон позволяет суду  высказать по делу  предварительное  правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и юридическим сторонам административного дела.

Но в то же время  закон не позволяет суду выйти за пределы иска, то есть спор должен быть рассмотрен в рамках заявленных истцом требований.

Введено понятие  разумного срока административного судопроизводства, которое означает, что  отдельные процессуальные действия  осуществляются в разумный срок.

Кроме  таких мер  процессуального принуждения, как  замечание и удаление из зала судебного заседания, АППК предусмотрено и  денежное взыскание.

Такой способ процессуального принуждения  является эффективным средством, позволяющим  повысить   уважение  к правам участников процесса.

В административном судопроизводстве  предусмотрен непосредственный судебный контроль за исполнением решений суда.

Решение суда после вступления его в законную силу в течение трех рабочих дней направляется судом для исполнения к ответчику.

По кодексу ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд. В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд первой инстанции налагает денежное взыскание.

В случае неисполнения решения суда, определения суда о наложении денежного взыскания это влечет повторное денежное взыскание.

Следует отменить, что  денежное взыскание накладывается на должностное лицо, ответственное  за принятие решения.

Такой способ  представляется эффективным средством для своевременного исполнения  решения суда.

Новый Кодекс  также предусматривает возможность заключения  соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях административного процесса до удаления суда для вынесения решения.

Таким образом, предусмотренная данным законом процедура  рассмотрения публично- правовых споров  позволит  обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, повысить  эффективность  работы государственных органов. 

 

 

 

Судья Западно-Казахстанского областного суда                                             Даулеткалиева Г.