Одной из важнейших новшеств законодательства является принятие 29 июня 2020 года административного процедурно- процессуального кодекса (АППК), который введен в действие с 1 июля 2021 года.
С этой же даты утратили силу Закона РК «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
В этой связи прекратили свое действие главы 27-29 ГПК.
Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.
Участниками регулируемых Кодексом отношений являются государственные органы, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица.
В судах Республики созданы специализированные межрайонные административные суды, которые призваны рассматривать споры, вытекающие из публично- правовых отношений.
К ним относятся споры налоговые, земельные, жилищные споры, об оспаривании решений и действий (бездействия) частных судебных исполнителей и т.д.
Каковы существенные новшества и особенности АППК?
Так, хотелось бы остановиться на некоторых принципах административных процедур.
Один из них – это принцип приоритета прав, когда все сомнения, противоречия и неясности законодательства РК об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
Считаю важным принципом - активная роль суда, которая позволяет суду по собственной инициативе или по мотивированному ходатайству участников процесса собирать дополнительные материалы и доказательства, оказание стороне в формулировании и изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий. Суд также обязан оказывать содействие в устранении формальных ошибок, уточнении неясных выражений, подаче ходатайств по существу административного дела, дополнении неполных фактических данных, представлении всех письменных объяснений, имеющих значение для полного определения и объективной оценки обстоятельств административного дела, на всех стадиях процесса.
Закон позволяет суду высказать по делу предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.
Но в то же время закон не позволяет суду выйти за пределы иска, то есть спор должен быть рассмотрен в рамках заявленных истцом требований.
Введено понятие разумного срока административного судопроизводства, которое означает, что отдельные процессуальные действия осуществляются в разумный срок.
Кто является участниками административного процесса?
Это истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор.
Сам факт предъявления истцом иска является основанием для принятия его к производству суда.
Какие виды исков могут быть предъявлены?
- об спаривании, 2) о принуждении, 3) о совершении действий, 4) о признании.
За период с 01.07.2021 года по 30.07.2021 год всего поступило 101 административных исков, из которых 91 исков поступило в специализированный межрайонный административный суд области (СМАС).
Из них наибольшее количество -20 или 22% по земельным спорам, 18 исков по обжалованию действий судебных исполнителей или 19,7%., в сфере государственных закупок-15 или 16,4%, прочие иски- 11 или 12%.
Кроме таких мер процессуального принуждения, как замечание и удаление из зала судебного заседания, АППК предусмотрено и денежное взыскание.
Такой способ процессуального принуждения является эффективным средством, позволяющим повысить уважение к правам участников процесса.
Таким образом, предусмотренная данным законом процедура рассмотрения публично- правовых споров позволит обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, повысить эффективность работы государственных органов.
Судья Западно-Казахстанского областного суда Даулеткалиева Г.