Новый этический Кодекс

Версия для печатиВерсия для печати

 

Пульс города 29.07.2015г.

Полноценная деятельность судов по отправлению правосудия обеспечивается созданием системных государственных программных документов с учётом общепризнанных международных критериев в сфере правосудия и законодательная база, которая отвечает интересам общества.

Закрепленные конституционными законами правовые гарантии эффективности судебной ветви власти в Республике Казахстан  выражены в Конституционном Законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».В реализации указанных целей и задач и приоритетных направлений, как основной фактор защиты гражданских прав, огромное внимание уделяется руководством страны и общества в целом. Так, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым при определении 100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ основным направлением указано  обеспечение верховенства закона.

Судьи при отправлении правосудия независимы, выносят судебные акты от имени государства, подчиняются только нормам Конституции Республики Казахстан и закону. Какое либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону, по конкретным делам судьи не подотчётны .

Независимость судей при отправлении правосудия и независимость судебной ветви власти является гарантированным обеспечением прав и свобод человека, как высшей социально-политической ценности общества. Поэтому последовательно проводимая судебно-правовая реформа в Республике Казахстан необходимо рассматривать не только в рамках реформирования всей правовой и провоохранительной системы страны, но и как усовершенствование условий функционирования государственной власти .

Самым главным в реформировании судебной системы в современных условиях является обеспечение прав всех граждан на справедливое и законное правосудие , эффективное обеспечение конституционного права каждого на судебную защиту .

Одной из важнейших мер по реализации указанных задач и поручений   является достижение независимости и укрепление авторитета судебной власти, путем пресечения нарушении норм судейской этики. Основные функции контроля над соблюдением судьями данных норм осуществляют Комиссии по судейской этике.

С момента образования суверенного Казахстана судейская система, в общем, и вопросы судебной этики, в частности, находятся на особом контроле Президента Республики Казахстан.

Принятие Кодекса этики судьи является исключительной компетенцией Съезда судей, поэтому до следующего съезда у нас есть время, чтобы новый проект Кодекса широко обсуждался общественностью, государственными органами и неправительственными организациями.

Актуальность соблюдения Кодекса этики в судебном корпусе не вызывает ни у кого сомнения. Это связано со спецификой профессиональной деятельности судьи, который всегда на виду, как на службе, так и вне ее. К моральному облику судьи предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Нарушение судейской этики может серьезно подорвать доверие общества к правосудию и дискредитировать всю судебную систему.        

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по судебному делу, расчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение своих притязании. И именно в зале суда сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья действует в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. Именно в таких условиях к судьям предъявляются повышенные нравственные требования. Судьи должны противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми, обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Неэтичное поведение судьи, а также некорректные высказывания в присутствии сторон в процессе, не процессуальное общение с участниками судебного процесса вызывают порою оправданные сомнения в справедливости, объективности и беспристрастности судьи, рассматривающего дело, и как следствие, порождают обоснованные жалобы в адрес судей.   

Как известно, в последнее время у нас появился новый термин «не процессуальный контакт», за совершение которого судью привлекают к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Эти не процессуальные контакты в основном совершаются по инициативе граждан, должностных лиц. Для пресечения незаконного обращения указанных лиц к судьям, поэтому по нашему мнению необходимо законодательно установить административную ответственность за совершение указанных действии.

В настоящее время установлена уголовная ответственность за дачу взятки и незаконное вмешательство в деятельность суда, однако не установлена грань между преступлением и таким проступком как за обращение к судье с просьбой помочь без предложения какого-либо вознаграждения.

Таким образом, для судьи законом установлены границы его поведения, однако не установлена административная ответственность граждан и должностных лиц за незаконное обращение к судье с просьбой без вознаграждении, т.е со стороны государства в должной мере не приняты соответствующие меры по защите судей от другой стороны не процессуального контакта. Данный вопрос прорабатывается и возможно будет разрешено в ближайшее время путем внесения соответствующих дополнений и изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что судья обязан противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в судейскую деятельность. Всего лишь одно только правонарушение может подорвать веру в правосудие и бросить тень на весь судейский корпус. Поэтому на постоянной основе продолжаются работы по профилактике и устранению причин, порождающих почву для коррупционных правонарушений.

В то же время забота о престиже судебной власти, в первую очередь, задача самих судей, призванных осуществлять правосудие беспристрастно и в точном соответствии с законом, не допуская противоправных проступков, порочащих авторитет судебной власти. В связи с этим, деятельность Судебного жюри и Комиссии по судейской этике направлены на повышение ответственности судей за допущенные нарушения норм закона, судейской этики, усиление профилактической работы среди судей по предупреждению коррупционных и иных противоправных действий.

Реализация конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод, осуществление правосудия от имени Республики Казахстан, подчинение при отправлении правосудия только Конституции и закону предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику судьи.

При отправлении правосудия судья обязан демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения с целью укрепления веры общественности в систему правосудия, что является основой для поддержания независимого правосудия, обеспечивающего гармоничное сочетание защиты интересов личности, общества и государства. Поэтому, служители Фемиды принимая властные полномочия по отправлению правосудия, добровольно налагают на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил поведения.

Наряду с властными полномочиями судьи служители Фемиды добровольно налагают на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил поведения при отправлении правосудия, которое выражается в верности присяге, неукоснительного следования законам и статуса судьи, сохранении личного достоинства, избегая всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и беспристрастность при осуществлении правосудия, не пользоваться служебным положением в своих личных интересах , интересах членов семьи, родственников и близких, принимать решение в соответствии с законом и совестью, вне работы вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в его порядочности и честности, действия и поступки не должны порочить звание судьи и умалять авторитет судебной власти, избегать посещения любых мест, компрометирующих его репутацию.

При нарушении положений настоящего Кодекса в отношении судьи могут быть приняты меры общественного воздействия, предусмотренные положением о Комиссии по судейской этике.

Очевидно, что авторитет суда, доверие общества к суду во многом будет зависеть от того, как деятельность судов будет освещена в СМИ, поэтому крайне важно правильно сформулировать те положения кодекса, которые определяют принципы взаимоотношений судей и СМИ. Необходимо установить запрет на комментирование судебных решений до их вступления в законную силу, при этом судьи должны способствовать профессиональному, грамотному освещению в СМИ работы суда, поскольку это поможет формированию правосознания граждан, укрепит доверие к суду, будет способствовать повышению авторитета правосудия и в то же время содействовать реализации общественных и профессиональных функций средств массовой информации.

Х.Аманкулов,

председатель Комиссии по судейской этике филиала

Союза судей Западно–Казахстанской области