Ауыл тынысы 06.08.2015г.
В плане нации «100 шагов» большое внимание уделяется совершенствованию судебной системы.
Одним из векторов реформирования является совершенствование судебной системы, которая включает в себя кадровые вопросы отбора и подготовки судей.
Этому вопросу, Верховным Судом Республики Казахстан уделяется большое внимание, поскольку без профессиональных, качественно подобранных и подготовленных судей, невозможно создать безупречную и эффективную судебную систему.
Так, предлагается повысить возрастной ценз с 25 до 30 лет для кандидатов в судьи, что предполагает изменение в Конституционном Закона «О судебной системе и статусе судей». При этом предлагается ужесточение требования к стажу, который предполагает не менее пяти лет работы связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры (участвующие в судебных процессах), адвокаты, частнопрактикующие юристы. Во избежание разного толкования, перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно.
Предлагается увеличить срок стажировки кандидатов в судьи до одного года на освобожденной основе с выплатой стипендии, которая будет проходить непосредственно в судах. Срок стажировки в судах для магистрантов также предлагается повысить до одного года, вместо трех месяцев в настоящее время.
Вносятся предложения по ужесточению квалификационных экзаменов и психологического тестирования, внедрение системы ситуационных тестов для кандидатов в судьи.
Предлагается выделение Института правосудия, где периодически проходят курсы повышения квалификаций судьи, а также обучаются магистранты, из состава Академии государственного управления и передачи его в ведение Верховного Суда.
Передавая Институт правосудия в ведение Верховного Суда, предполагается его переименование в Академию правосудия при Верховном суде и создание при ней трех институтов: магистратуры, института повышения квалификации и научно-исследовательского института.
В этой связи, предлагается для лиц, рекомендованных на должность судьи, прохождение краткосрочных подготовительных курсов на базе Академии правосудия; сокращение срока действия результатов сдачи квалификационного экзамена, с пяти до трех лет.
В рамках обсуждения при отборе кандидатов в судьи, предлагается привлечение к участию в работе общественных советов при областных судах, представителей СМИ, трансляция пленарных заседаний облсудов, при обсуждении кандидатов в судьи.
Кроме кандидатов на должности судей районных и приравненных к ним судов, увеличиваются также требования и для кандидатов на должности судей областных судов и судей Верховного Суда.
В этой связи, предлагается установить для кандидатов на должность судьи областного суда – не менее пяти лет стада работы судьей районного и приравненного к нему суда, а для кандидатов в судьи Верховного Суда – не менее десяти лет судейского стажа, из которых не пяти лет судьей областного суда.
Также разрабатывается новый Кодекс судейской этики, который предполагает возможность граждан по обжалованию действий судей в Судебное жюри, в составе которого будет создана дисциплинарная и квалификационная комиссия.
Вместе с тем, прорабатываются конкретные предложения по усилению независимости судей, способы защиты его самого и членов его семьи от незаконного посягательства на их жизнь, здоровье и свободу.
В целом, предполагается, что реализация указанных мер в рамках реформирования судебной системы, дадут толчок к созданию кардинально обновленного, независимого, качественного и в то же время доступного судопроизводства, которое будет соответствовать мировым стандартам, гарантирующим и обеспечивающим верховенство Закона в Казахстане.
М.Шингалиев,
Председатель Зеленовского районного суда