Совершенствуя судебную систему

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Казахстанская правда 6 августа 2015 года

Двадцать лет прошло с момента принятия Основного закона - это солидный срок для подведения первых итогов, обозрения ближайших и долгосрочных перспектив.

Казахстан стал членом ООН, ВТО, является равноправным партнером мирового сообщества. В условиях международной открытости, вопросы эффективной реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии приобретают особую значимость.

С момента обретения независимости Казахстана наметилась тенденция повышения роли судебной системы в системе разделения властей, характерная для развития действующего права страны. Это обусловлено тем, в первую очередь, что действующее казахстанское законодательство, благодаря взвешенной и дальновидной политике Президента, установило самую передовую в странах СНГ судебную систему. В Послании Президента народу  «Стратегия «Казахстан-2050», говорится: «Важнейшим вопросом правовой  политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией».

Конечно, развитие судебной системы Казахстана берет свое начало не с момента провозглашения суверенитета, и даже не с формирования Советского Союза.  В генетической памяти казахского народа  сохранилось глубочайшее уважение к Суду биев. Данный институт является исторической основой казахстанской судебной системы. И не случайно, что на пороге третьего тысячелетия, мы все чаще обращаемся к национальным истокам, сознанию и исторической памяти народа, общепризнанным моральным и человеческим ценностям.

30 августа 1995 года была принята Конституция Республики Казахстан, которая закрепила правовой статус судей в нашей стране.  Принципы правосудия, установленные статьей 77 Конституции Республики Казахстан, едины для всех судов и судей республики. Напомню их. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом. В суде каждый имеет право быть выслушанным. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом, священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди. Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом, никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

В статье 78 Конституции указано, что по вопросам отправления правосудия по конкретным делам судьи не подотчетны. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и законам РК. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Более того, установлена уголовная ответственность за незаконное вмешательство в расследование или рассмотрение дел, а также за угрозу по отношению к лицу, производившего дознание, следователю, прокурору, судье.

Суды не вправе применять законы и иные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Для реализации данного положения, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные в Основном законе права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Из числа конституционных принципов подлежит отнести к области правосудия и право человека и гражданина на квалифицированную юридическую помощь. В соответствии со статьей 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступлений имеет право пользоваться помощью адвоката с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Один из важнейших принципов, характерных для реально демократического государства - равенство граждан перед законом и судом. Это означает наделение всех граждан, предстающих перед судом равными процессуальными правами и обязанностями, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности.

Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида государственной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию своих прав и законных интересов. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны могут активно и на равных доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов, событий и доказательств.

Гласность рассмотрения дел - это открытое судебное разбирательство во всех судах и провозглашение решений, приговоров и постановлений публично.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания статьи 4 Основного закона, содержащей категорические правила о том, что Конституция РК имеет высшую юридическую силу; ее нормы имеют прямое действие на всей территории страны. Законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Казахстан, не должны противоречить Конституции.

Специфика реализации принципов правосудия заключается в том, что они взаимно связаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в судебном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

Судебная власть в Республике Казахстан осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и Закону.

По действующей Конституции судебная система подвергалась значительному реформированию, сейчас не существует ни Конституционного суда, ни Высшего Арбитражного суда. Судами республики являются Верховный суд и местные суды  (областные, городские, районные).

Продолжил процесс становления и  демократического развития судебной системы страны Конституционный закон  «О судебной системе и статусе судей РК» от 25 декабря 2000 года.

В нем конкретизируется, что судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Указанный конституционный закон закрепил дальнейшее совершенствование судебно-правовой реформы в стране. Основной целью ставилось расширение полномочий председателя Верховного суда; повышение правового статуса судей и их социального обеспечения. Этим же законом было предусмотрено образование в областных судах и Верховном суде надзорных коллегий и пленарных заседаний вместо президиумов Верховного суда.

Следующим этапом реформирования судебной системы стал Указ Президента РК от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан». Этим актом был упразднен Комитет по судебному администрированию при Верховном суде с передачей функций и полномочий вновь образованному департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном суде.

На обеспечение прозрачности и гласности процедуры назначения на должность судьи направлены нормы, предусматривающие осуществление отбора кандидатов на должности судей районных и областных судов на конкурсной основе.  Представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии и судей Верховного суда, председателей коллегии местных судов, а также внесение представлений по прекращению полномочий судей республики отнесены к исключительной компетенции председателя Верховного суда. Для улучшения качественного состава судебного корпуса устанавливаются новые дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, - обязательное прохождение стажировки лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен.

Особенностью казахстанской судебной системы является то, что суды занимаются исключительно осуществлением судопроизводства. Этого недостаточно, по нашему мнению. Полагаем, что роль суда заключается в том, чтобы быть стабилизатором государственной власти.

Современная модернизация судебной системы заключается в том, чтобы местные суды осуществляли контроль в сфере верховенства норм Конституции. Ключевое значение для такой модернизации  имело бы правовое закрепление принципа судебного контроля в сфере правовой защиты  Конституции страны. Главное условие реализации этого принципа в современный период зависит от того, насколько мы сможем совершенствовать судебную систему. Дело в том, что  элита любой страны сталкивается с проблемой выбора той или иной модели  судебной защиты Конституции. Безусловно, интересен опыт англосаксонской модели обеспечения конституционной законности.

Возросшая значимость данной модели связана с задачей построения в Республике Казахстан гражданского общества. Кроме того, судебный контроль в области обеспечения конституционной законности имеет свои серьезные политические аспекты. Он тесно переплетен с политикой Президента по приобретению страной статуса индустриального и демократического государства.

Так, этому вопросу уделяется огромное внимание в Программе «100 конкретных шагов: современное государство для всех», которую Президент страны назвал «Планом нации» на предстоящие 10-15 лет.

Из пяти президентских реформ, второй названа реформа по обеспечению верховенства закона. В частности, для оптимизации судебной системы и упрощения доступа граждан к правосудию, будет осуществлен переход к трехуровневой системе правосудия; ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности.

Для приобретения Казахстаном статуса индустриального государства важны три основополагающих реформы: создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам (организация в Верховном суде Инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов); создание в Астане Международного Арбитражного Центра AIFC на примере опыта в Дубаи; создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов.

В англосаксонской модели обеспечения законности велика значимость судов общей юрисдикции, которые надзирают за соблюдением Конституции, так как такие суды в большей степени охватывают территорию страны. Они создают условия для стабилизации правопорядка в обществе, который является  сердцевиной демократии.

На наш взгляд,  на современном этапе судебный контроль является главным для обеспечения верховенства Конституции.

Бек АМЕТОВ, председатель Западно-Казахстанского областного суда.