УТВЕРЖДЕНО
Распоряжением Руководителя
Департамента по обеспечению
деятельности судов при
Верховном Суде
Республики Казахстан
(аппарата Верховного Суда
Республики Казахстан)
ПОЛОЖЕНИЕ
об Отделе внутренней безопасности и
предупреждения коррупции в судах
1. Общие положения
1. Отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах (далее – ОВБ) является самостоятельным структурным подразделением Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее - Департамент), с соответствующими территориальными подразделениями (администраторами судов) в областях (далее-администраторы судов).
2. ОВБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей», законами, указами Президента Республики Казахстан, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
3. Структура и штатная численность ОВБ утверждаются Руководителем Департамента в порядке, установленном законодательством.
4. Территориальные подразделения внутренней безопасности и предупреждения коррупции входят в структуру администраторов судов как самостоятельные службы с прямым подчинением ОВБ Департамента.
5. Свою работу ОВБ осуществляет на принципах законности, конфиденциальности, подотчетности и вертикальной подчиненности, во взаимодействии в установленном порядке с другими структурными подразделениями Департамента, местных судов, с правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан.
6. Отдел состоит из следующих секторов:
Сектор защиты государственных секретов;
Сектор судебных приставов;
Сектор организации деятельности противодействию коррупции.
2. Основные задачи, функции, права и обязанности ОВБ
7. Задача ОВБ по обеспечению безопасности судей и работников судебной системы.
Функции:
1) обеспечение в рамках своей компетенции приоритетов, определенных в сфере внутренней безопасности судебной системы, на основе мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования возможных угроз;
2) контроль существующих в зданиях судов системы по обеспечнию безопасности жизни и здоровья работников, а также контроль за наличием и исправности в зданиях судов систем охранной сигнализацией, контрольно-пропускной системы, оснащенности объектов охраны специальным оборудованием, средствами связи, инвентарем;
3) разработка и реализация организационных и функциональных мер по обеспечению безопасности судей и работников судов, членов их семей, а также соблюдению их прав, свобод, чести и достоинства;
4) осуществление сбора обобщения и анализа информации о фактах коррупционной направленности, а также о событиях и лицах, создающих угрозу собственной безопасности. Контроль и оказание методической и практической помощи подразделением внутренней безопасности на местах;
5) сопровождение возбужденных уголовных дел в отношении работников судебной системы, а также, в отношении лиц совершивщих преступления в отношения судей, работников, членов их семьи;
6) осуществление на постоянной основе обмена необходимой информации (гласной и не гласной) с территориальными подразделениями, а также правоохранительными, специальными иными государственными органами;
7) проведение совместно с правоохранительными органами мероприятий по предотвращению проникновения в суды представителей криминальных структур и лиц, преследующих противоправные цели;
8) организация работы судебных приставов по защите судей и других участников судебного процесса в Верховном Суде, и местных судах;
9) осуществление кураторства деятельности судебных приставов в областных и приравненных к ним судах;
10) координация и контроль на деятельность структурных подразделений внутренней безопасности местных судов;
11) разработка методических рекомендации по повышению эффиктивности внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах.
8. Задача по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в судах.
Функции:
1) обеспечение исполнения антикоррупционной программы судебной системы, координация деятельности работников областных и приравненных к ним судов, занимающихся вопросами противодействия, профилактике и предупреждения коррупции, оказание им методической и практической помощи;
2) организация и контроль исполнения государственных и ведомственных программ в сфере противодействия коррупции;
3) осуществление приема физических и юридических лиц по вопросам отнесенным к компетенции ОВБ;
4) осуществление приема обращения по «телефону доверия»;
5) проведение служебного расследования по фактам коррупционных и иных правонарушений, допущенных судьями и работниками судебной системы, с привлечением работников кадровой службы и других структурных подразделений, для обеспечения всесторонности и объективности проводимого служебного расследования;
6) проверка фактов, изложенных в обращениях и жалобах граждан, юридических лиц, публикации в средствах массовой информации, указывающих на коррупционные правонарушения со стороны судей и работников судебной системы, обеспечение их своевременного приема, регистрации и рассмотрения;
7) анализ состояния дисциплины, законности и борьбы с коррупцией в судебной системе, выявление причин и условий, способствующих судьями и работниками судебной системы преступлений и правонарушений с внесением предложений и рекомендации по их устранению;
8) подготовка информационно-справочных материалов о состоянии законности и борьбы с коррупцией, с последующим их выходом в средствах массовой информации;
9) обеспечение необходимой информации по вопросам качественного подбора и формирования кадрового состава судов при взаимодействии с кадровой службой судебных органов;
10) осуществление проведения проверки кандидатов на должность судьи на предмет совершения ими коррупционных и иных нарушений, а также наличие компрометирующих материалов;
11) взаимодействие с органами, обеспечивающими противодействие коррупции, в том числе в целях получения сведений, представляющих интерес для ОВБ;
12) ведение единого учета информаций, о совершенных судьями и работниками судов правонарушениях;
13) представление информации Председателю Верховного Суда о правонарушениях, совершенных судьями, работниками судебной системы, об их участии в противоправной деятельности и коррумпированности;
14) внедрение прогрессивного зарубежного и отечественного опыта по профилактике коррупционных правонарушений, а также разработка эффективных форм и методов выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению;
15) контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства при организации и проведении государственных закупок;
16) пресечение участия судей и работников судебной системы в противоправной и иной запрещенной законом деятельности;
9. Задача по выявлению и предотвращению фактов утечки, передачи секретных сведений, а также информаций, составляющих государственную или служебную тайну.
Функции:
1) обеспечение режима секретности и информационной безопасности в Верховном Суде, и местных судах в соответствии с нормами законодательства по защите государственных секретов;
2) организация работы по внедрению современных технических средств защиты от угроз проникновения в судебную информационную систему;
3) осуществление контроля за обеспечением пропускного и внутриобъектового режима в здании Верховного Суда и местных судов, охраны здания, защиты судей и других участников судебного процесса.
10. Работники ОВБ вправе:
1) по находящимся на рассмотрении материалам по фактам совершения коррупционных и иных правонарушений, вызывать работников судебной системы, получать от них письменные объяснения, беспрепятственно получать сведения, документы либо их копии, давать с согласия руководства Верховного Суда обязательные для исполнения поручения;
2) по поручению или с разрешения Председателя Верховного Суда, в рамках служебной проверки, с соблюдением требований действующего законодательства производить опрос судей с их согласия;
3) с выездом на место оказывать практическую помощь местным судам по вопросам обеспечения внутренней безопасности и предупреждения коррупции;
4) осуществлять подбор руководителей и работников территориальных подразделений ОВБ;
5) в служебных целях беспрепятственно, в любое время суток входить в здания и помещения, учреждения и подразделения судебной системы и подведомственные им организации, за исключением режимных помещений по предьявлению служебного удостверения или въезжать на служебном (частном) автотранспорте на прилегающую территорию. Требовать от руководителей и работников оказания всемерного содействия работнику ОВБ при проведении им мер по обеспечению внутренней безопасности;
6) принимать меры по пресечению и предотвращению преступлении и правонарушений или готовящихся судьями, работниками судебной системы, либо иными лицами в отношении работников судебной системы и членов их семьей;
7) запрашивать и получать от структурных подразделений Верховного Суда документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполения возложенных обязанностей по обеспечению собственной безопасности;
8) по поручению руководства участвовать в комплексных, контрольных и тематических проверках касающихся вопросов деятельности отдела внутренней безопасности.
11. Работники ОВБ обязаны:
1) координировать деятельность по обеспечению безопасности судей и работников судов, а также по противодействию коррупции;
2) при реализации своих задач и функций, неукоснительно соблюдать требования норм Конституции, законов, иных нормативных правовых актов;
3) в пределах своей компетенции обеспечивать сотрудничество с другими правоохранительными органами по вопросам профилактики коррупции и внутренней безопасности.
3. Организация деятельности ОВБ:
12. ОВБ обладает полномочиями, необходимыми для реализации его основных задач и функций, в соответствии с законадательными актами, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.
13. Руководство деятельностью ОВБ осуществляется заведующим Отделом, назначаемый на должность и освобождаемый от должности, в порядке установленным законадательством Республики Казахстан и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ОВБ задач.
14. В период отсутствия заведующего ОВБ общее руководство деятельностью отдела возлагается на заместителя заведующего отделом.
15. Деятельность отдела и его территориальных подразделений строится на плановой основе, в соответствии с приоритетами, определенными руководством Верховного Суда с учетом аналитической и иной информации.
16. Заведующий ОВБ Верховного Суда устанавливает функциональные обязанности заместителя и работников ОВБ, а также работников территориальных подразделений ОВБ, определяет их должностные инструкции.
17. Документы, направляемые от ОВБ в структурные подразделения Департамента и Администраторам судов по вопросам, входящим в компетенцию отдела, подписывается заведующим ОВБ, а в случае его отсутствия заместителем.
18. Председатели областных и приравненных к ним судов обязаны способствовать поддержанию и укреплению престижа ОВБ, оказывать работникам ОВБ всемерное содействие в обеспечении внутренней безопасности и соблюдении антикоррупционного законодательства.
19. Администраторы судов (в том числе руководители отделов) и структурные подразделения Департамента обязаны по письменному требованию работников внутренней безопасности предоставлять, находящихся в их компетенции информацию и документацию, а также давать пояснения по представленным документам.
20. Руководители кадровых подразделений обязаны заранее представлять в ОВБ списки лиц, претендующих на должность судьи, а также на должности государственных служащих для своевременного их изучения и получения сведений, препятствующих приему на эти должности. Кадровым подразделениям вопросы назначения, перемещения и увольнения с должности судебных приставов в обязательном порядке согласовывать с руководителем ОВД.
21. В случаях восприпятствования действиям работника внутренней безопасности, а именно непредоставления необходимой документации и информации, проявления неискренности при даче пояснений, уклонений от явки в подразделения внутренней безопасности, неоказание им содействия в проведении проверочных мероприятий данные факты расцениваются, как неисполнение указаний руководства Верховного Суда и Департамента.
22. Руководители и работники отделов внутренней безопасности в администраторе судов непосредственно подчинены и подотчетны ОВБ Верховного Суда и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями судов, правоохранительными и иными государственными органами.
23. Руководители и работники территориальных подразделений внутренней безопасности в администраторах судов назначаются на должность Администратором судов, по согласованию с заведующим отделом ОВБ Верховного Суда.
24. Вопросы увольнения и привлечения к дисциплинарной ответственности работников ОВБ в администраторах судов должны быть в обязательном порядке согласованы заведующим ОВБ Верховного Суда посредством направления копий материалов в ОВБ Верховного Суда.
25. Работники, входящие в состав отдела внутренней безопасности проходят курсы обучения и повышения квалификакции в соответствии с действующим законодательством.
26. Не допускается возложение на работников отдела функций, не предусмотренных настоящим положением.