Оптимизация для упрощения правосудия

Версия для печатиВерсия для печати

 

Пульс города 12.08.2015г.

В Плане нации по реализации пяти институциональных реформ 11 шагов направлены на модернизацию судебной системы и на это люращается внимание на самом всоком государственном уровне.

По настоящему развитая экономика невозможна без развитой судебной системы. Так как инвестор, неважно отечественный или зарубежный, заинтересован в четких правилах игры для всех и каждого. Поэтому взаимосвязь между качественным экономическим ростом и реформой судебной системы очевидна.

Исходя из этого неудивительно, что судебная реформа заложена не только внутри самой системы, а включена в план государственного развития «100 шагов» по реализации 5 институциональных реформ укрепления государственности, озвученных Главой государства Н.А. Назарбаевым. И она включает в себя следующие шаги.

Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. В этом плане запланирован переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. В реформу заложена обязательная норма – 5 лет стажа работы в судах и внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Тем самым, должна будет повысится квалификация судейского корпуса и будет исключена возможность попадания в суды неподготовленных специалистов.

Внедрение новых технологий. А именно аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке, причем судья не должен будет иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации.

Защита инвесторов. Для этого планируется создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Также, планируется организация в Верховном Суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. Это решение должно повысить инвестиционную привлекательность и улучшить бизнес-климат, что немаловажно во время мирового кризиса и падения цен на нефть.

Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.

Ну и конечно борьба с коррупцией. Для этого разработан комплекс мер, по выявлению и профилактике коррупционных рисков, включающие в себя:

диагностику морального состояния кадрового состава судов (методом анонимного анкетирования судей, работников, заявителей),использование результатов социологических исследований, проводимых в судебной системе,использование результатов внутреннего финансового контроля, экспертиза обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в них диагностика административных функций руководящего состава судов.

Понятное дело, что в целом мер значительно больше. Есть и создание механизма привлечения зарубежных экспертов для внедрения мировых достижений юриспруденции, реформа образовательного процесса, причем не только базового, но системы непрерывного повышения квалификации, расширение области применения суда присяжных и многое другое.

Ш. Зайнуллина,

председатель суда №2 Зеленовского района

Западно-Казахстанской области